Автомобиль на сжатом воздухе
Непрерывно дорожающая нефть и загрязнение окружающей среды, в первую очередь, воздуха выхлопными газами заставляют искать пути кардинального решения этих проблем, и как тут не вспомнить великого английского писателя-фантаста Жюля Верна, который ещё в 1860 году написал о распространении в будущем автомобилей на сжатом воздухе. В этих автомобилях нет ни баков с топливом, ни аккумуляторов, ни солнечных батарей. Не нужны этим машинам ни водород, ни дизтопливо, ни бензин. Надёжность? Да тут почти нечему ломаться. Но кто сегодня верит в идеальное решение? У двигателя воздухомобиля нет никаких цилиндров и поршней, нет и треугольного ротора, как у двигателя Ванкеля, или турбинного колеса с лопатками. Вместо этого в корпусе мотора вращается кольцо. Изнутри оно опирается на два ролика, эксцентрично установленных на валу.
Двигатель австралийского
итальянца Ди Пьетро
в разрезе (фото с сайта
http://membrana.ru/
articles/technic/2004/09/16/222400.html)
Воздухомобиль на основе такого двигателя был запущен в коммерческую эксплуатацию в 2004 году австралийской фирмой Engineair инженера Анджело Ди Пьетро (Angelo Di Pietro). В этой новой "воздушной" волне австралийский инженер Ди Пьетро не был первым. Компания француза Ги Негрэ (Guy Negre) — Motor Development International, занятая разработкой и продвижением оригинального пневмодвигателя Негрэ и автомобилей на его основе — наконец-то, после доработок показала миру воздухомобиль AirPod. Принцип работы такого двигателя заключается в следующем. Предварительно сжатый воздух подается в малый цилиндр, где дополнительно сжимается до давления 20 бар и, тем самым, нагревается до температуры 400 градусов. После уже горячий воздух направляется в камеру, в которую также под давлением подается холодный сжатый воздух. Общая полученная смесь резко нагревается и расширяется, повышая давление в большом цилиндре. Под действием образовавшегося давления поршень перемещается и толкает коленчатый вал. Почти как в двигателе внутреннего сгорания. Свой двигатель Негрэ назвал Zero Pollution. В переводе это значит – "нулевое загрязнение".
Двигатель француза Ги
Нигрэ (фото с сайта
http://www.afp.com.ua/?pid=12&aid=533)
В 2008-ом году к идее создания экологически чистого автомобиля подключились и американцы из компании Zero Pollution Motors. Для своей техники они выбрали пневмодвигатели Гая Негре. Моторы уже несколько отличаются от его первых разработок. Кроме работы исключительно на сжатом воздухе, они способны дополнительно употреблять небольшое количество топлива (бензин, дизель, спирт, метан). В данном случае применение горючего позволяет повысить температуру воздуха, а значит и его давление, увеличив тем самым мощность мотора. Кроме того, эти моторы позволяют экономить воздух, а расход горючего составляет всего 2,2 л/100 км. Мощность мотора, получившего название Dual Energy достигает 75 л. с. CityCAT – так назвали свое детище американские инженеры, укомплектованный двигателем Dual Energy, способен разгонятся до скорости 56 км/ч исключительно при помощи воздуха и до 155 км/ч в случае использования горючего. Для облегчения автомобиля воздух, необходимый для работы двигателя, заправляется в специальные легкие баллоны из карбона. К числу других плюсов этого мотора можно также отнести и периодичность замены масла, которая составляет 50 тыс. км. Предварительная стоимость городского автомобиля от Zero Pollution Motors находится на отметке 17 800 долл.
Воздухомобили имеют ряд неоспоримых преимуществ по отношению к развиваемым в последнее время электромобилям и машинам на топливных элементах, основное из которых – цена.